Пик застройки «Золотой мили», престижного района между Остоженкой и Пречистенкой, пришелся на начало и середину 2000-х годов. В последние годы строительство ведется гораздо менее активными темпами, что обусловлено, в первую очередь, дефицитом свободных участков. Практика демонтажа старинных зданий, бывших доходных домов, в центре Москвы постепенно прекращается. Девелоперам премиальных проектов остается только с особой тщательностью искать и находить оставшиеся резервы, преимущественно скрытые.
Один из таких резервов удалось найти компании «Лидер-Инвест» - Всеволожский переулок. В его глубине располагалось здание, построенное еще в начале 80-х годов и использовавшееся как подстанция АТС. На протяжении нескольких последних лет по назначению оно не использовалось и оставалось заброшенным. Незамысловатая архитектура поздней советской эпохи очевидно не вписывалась в окружение, состоящее из дореволюционных зданий, имеющих статус памятников архитектуры. И во многом именно соседство обусловило выбор архитектурного облика для будущего проекта: по адресу Всеволожский переулок, 5 девелопер «Лидер-Инвест» начал строить
Контекст имеет значение
Разработкой архитектурного проекта клубного дома занялись специалисты столичного бюро «Мезонпроект». Перед ними стояла не самая простая, но творческая задача: выполнить проект 6-этажного здания, рассчитанного, в соответствии с клубным форматом, всего на 21 квартир, и все это – на очень небольшой площади: менее гектара. Также необходимо было создать проект, способный действительно выгодно выделиться на общем фоне, состоявшем, как уже отмечалось, из памятников архитектуры прошлых столетий и образцами премиальной застройки периода расцвета «Золотой мили».
Архитекторы бюро «Мезонпроект» ориентировались на особенности расположения зданий на Остоженке и в ее переулках. В рамках проекта они предусмотрели пространство между новым объектом и брандмауэерами соседних зданий. Оба здания, соседствующие с клубным домом «Резиденция на Всеволожском», построены в начале прошлого столетия. Особенностью застройки тех лет было достаточно плотное расположение домов – они буквально прикладывались один к другому, для экономии пространства. По аналогичному принципу было построено и здание АТС. Специалисты «Мезонпроект» решили пойти по иному пути: открыть доступ для света в темный переулок, примыкавший к зданию с северной стороны. Архитектор Илья Машков, рассказывая о работе над проектом, отмечал: он разрабатывался таким образом, чтобы в просветы проникал солнечный свет, а сам дом смотрелся более выигрышно. Особенности расположения позволили реализовать проект здания с торцевыми фасадами, а также выгодно обыграть его углы.
Детали
Далее специалисты бюро «Мезонпроект» перешли к выбору архитектурного стиля здания. Девелоперы, работающие в премиальном сегменте, ориентируются преимущественно на историзм, адаптированный к современному стилю. Изначально архитекторы рассматривали стиль модерн, ориентируясь на его пластичность, однако в итоге остановили выбор на ар-деко – объемном и орнаментальном. Решение получило официальное одобрение Сергея Кузнецова, главного архитектора Москвы. На обсуждении проекта Кузнецов отметил, что архитектура с богатым декором в полной мере соответствует московскому духу, но подчеркнул: важно строго соблюсти все каноны выбранного стиля и уделить внимание деталям.
Архитекторы бюро «Мезонпроект» приступили к работе, в процессе которой сконцентрировались на деталях. Фасады клубного дома
Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Фрагмент главного фасада © Мезонпроект
Декоративный облик
Архитектурный облик здания «Резиденции на Всеволожском» формируют и завершают входные группы. Главный вход украшен гербом, разработанным специально для клубного дома. Он расположен в небольшом углублении, тогда как обрамление с резными узорами по камню, напротив, выступает над фасадом. На уровне верхнего карниза установлен еще один элемент, подчеркивающий статус дома – табличка из меди с выгравированной римскими цифрами датой постройки здания.
Ар-деко в классическом прочтении
В российской столице к настоящему моменту практически не осталось зданий в стиле ар-деко, построенных до революции или в советский период. Сравнить с этим направлением можно, разве что, некоторые образцы сталинского ампира периода 30-х годов прошлого века. Отсылки к стилю можно найти в архитектуре А. Душкина, в оформлении вестибюлей станций метро «Маяковская» и «Кропоткинская». Однако в такой интерпретации черты ар-деко звучат более строго, и вызывают ассоциации, скорее, к архитектуре Жолтовского, в которой преобладает ренессанс. Ар-деко в своем оригинальном виде, орнаментальный и эффектный, появился в российской столице только в начале 2000-х годов, и своим возрождением он во многом обязан строительству элитного жилья, в частности, клубных домов.
Здание
Вид на клубный дом со стороны Пречистенки.
Надо ли говорить, что здание АТС, располагавшееся на месте нового клубного дома, с его архитектурой не имело практически ничего общего. Однако следует отметить, что фасад этого советского здания тоже имел свои особенности: его проектировали в 80-е годы, когда в тренде был модерн в прочтении классицизма. И можно предположить, что архитекторы здания АТС тоже хотели его вписать в облик Остоженки, тогда еще Метростроевской улицы, и ее окрестностей. Фасады здания АТС были белоснежными, имели вертикальное и достаточно лаконичное исполнение, в чем также можно проследить некоторые черты, отсылающие к стилю ар-деко. Верх здания украшали металлические элементы золотистого оттенка, придававшие простой постройке промышленного назначения изысканность. Идея имела свои преимущества, и можно утверждать, что специалисты бюро «Мезонпроект» соблюли преемственность, довели неплохую, в общем-то, идею советских архитекторов до логичного завершения и совершенства.
Логичность клубного формата
Фасад
Проектом «Резиденции на Всеволожском» запланированы помещения под винный бар и библиотеку – они расположены по обе стороны от главного вестибюля клубного дома. Над дизайном интерьера общественных пространств также работали специалисты бюро «Мезонпроект», продолжившие развивать в них идею ар-деко: в отделке пола использован натуральный камень, потолки с кессонами украшены лепниной из гипса, стены оформлены элементами из декоративной штукатурки и витражами, отсылающими к стилю, характерному для Lalique.
Общественные зоны клубного дома «Резиденция на Всеволожском» - не только вестибюль, винная комната и библиотека, но также комната отдыха для личных водителей, специальная комната для ухода за домашними животными и подземный паркинг.
Квартиры в клубном доме «Резиденция на Всеволожском» расположены с 2 по 5 этажи и предлагаются без отделки. Площадь квартир составляет от 100 до 255 м2. Планировки – свободные, с возможностью объединения объектов по горизонтали. Окна каждой из квартир клубного дома выходят на три стороны света. Наиболее эффектными видовыми характеристиками обладают пентхаусы, расположенные на верхнем этаже – из их окон прекрасно просматривается храм Христа Спасителя, Кремль, Зачатьевский монастырь.
С точки зрения архитектуры,
По материалам