addressagentbrickscarceilingcitydcdistrictdolldooreurfbfloorfloorsgoogle-plushouseinstagramkeyliftlistmarkermessagemetronaturenewbuidingnewbuiltSE_icons_Noparkingphoneplanrenovrouterubsearchshopstairsstar-emptystar-fillsummsurveilancesymbol-defstagthumbtwvkwalkwallsSE_icons_windowyoutubelist-2

Архитектура клубных домов Москвы: «Резиденция на Всеволожском»

18 Июля 2019

Пик застройки «Золотой мили», престижного района между Остоженкой и Пречистенкой, пришелся на начало и середину 2000-х годов. В последние годы строительство ведется гораздо менее активными темпами, что обусловлено, в первую очередь, дефицитом свободных участков. Практика демонтажа старинных зданий, бывших доходных домов, в центре Москвы постепенно прекращается. Девелоперам премиальных проектов остается только с особой тщательностью искать и находить оставшиеся резервы, преимущественно скрытые. 

2007_5.jpg

Один из таких резервов удалось найти компании «Лидер-Инвест» - Всеволожский переулок. В его глубине располагалось здание, построенное еще в начале 80-х годов и использовавшееся как подстанция АТС. На протяжении нескольких последних лет по назначению оно не использовалось и оставалось заброшенным. Незамысловатая архитектура поздней советской эпохи очевидно не вписывалась в окружение, состоящее из дореволюционных зданий, имеющих статус памятников архитектуры. И во многом именно соседство обусловило выбор архитектурного облика для будущего проекта: по адресу Всеволожский переулок, 5 девелопер «Лидер-Инвест» начал строить новый клубный дом.

2007_6.jpg

Контекст имеет значение

Разработкой архитектурного проекта клубного дома занялись специалисты столичного бюро «Мезонпроект». Перед ними стояла не самая простая, но творческая задача: выполнить проект 6-этажного здания, рассчитанного, в соответствии с клубным форматом, всего на 21 квартир, и все это – на очень небольшой площади: менее гектара. Также необходимо было создать проект, способный действительно выгодно выделиться на общем фоне, состоявшем, как уже отмечалось, из памятников архитектуры прошлых столетий и образцами премиальной застройки периода расцвета «Золотой мили».

2007_8.jpg

Архитекторы бюро «Мезонпроект» ориентировались на особенности расположения зданий на Остоженке и в ее переулках. В рамках проекта они предусмотрели пространство между новым объектом и брандмауэерами соседних зданий. Оба здания, соседствующие с клубным домом «Резиденция на Всеволожском», построены в начале прошлого столетия. Особенностью застройки тех лет было достаточно плотное расположение домов – они буквально прикладывались один к другому, для экономии пространства. По аналогичному принципу было построено и здание АТС. Специалисты «Мезонпроект» решили пойти по иному пути: открыть доступ для света в темный переулок, примыкавший к зданию с северной стороны. Архитектор Илья Машков, рассказывая о работе над проектом, отмечал: он разрабатывался таким образом, чтобы в просветы проникал солнечный свет, а сам дом смотрелся более выигрышно. Особенности расположения позволили реализовать проект здания с торцевыми фасадами, а также выгодно обыграть его углы.

Детали

Далее специалисты бюро «Мезонпроект» перешли к выбору архитектурного стиля здания. Девелоперы, работающие в премиальном сегменте, ориентируются преимущественно на историзм, адаптированный к современному стилю. Изначально архитекторы рассматривали стиль модерн, ориентируясь на его пластичность, однако в итоге остановили выбор на ар-деко – объемном и орнаментальном. Решение получило официальное одобрение Сергея Кузнецова, главного архитектора Москвы. На обсуждении проекта Кузнецов отметил, что архитектура с богатым декором в полной мере соответствует московскому духу, но подчеркнул: важно строго соблюсти все каноны выбранного стиля и уделить внимание деталям.

2007_2.jpg

Архитекторы бюро «Мезонпроект» приступили к работе, в процессе которой сконцентрировались на деталях. Фасады клубного дома «Резиденция на Всеволожском» украшены геометрическими узорами по травертину, медным декоративным элементам, а также по панелям, выполненным из натурального дуба. В работе над оформлением фасада использовалась инновационная технология обработки натурального камня, что позволило сделать орнамент особенно глубоким и объемным.

2007_7.jpg

Клубный дом «Резиденция на Всеволожском». Фрагмент главного фасада © Мезонпроект

Декоративный облик «Резиденции на Всеволожском» сформирован за счет комбинирования разных фактур. Узоры на натуральном камне великолепно смотрятся в ансамбле с орнаментами, расположенными на панелях из медного сплава эффектного бронзового оттенка. Примечательно, что за счет специальной обработки медных панелей удалось нейтрализовать типичный для материала красный оттенок. Специалисты бюро «Мезонпроект» отмечают: с годами медь будет элегантно стареть, приобретая изысканный темный оттенок и приобретая благородную патину. В целом в декоре фасадов панели из меди занимают не менее 20% всего пространства – ими отделаны французские балконы и окна. 

2007_1.jpg

Архитектурный облик здания «Резиденции на Всеволожском» формируют и завершают входные группы. Главный вход украшен гербом, разработанным специально для клубного дома. Он расположен в небольшом углублении, тогда как обрамление с резными узорами по камню, напротив, выступает над фасадом. На уровне верхнего карниза установлен еще один элемент, подчеркивающий статус дома – табличка из меди с выгравированной римскими цифрами датой постройки здания.

Ар-деко в классическом прочтении  

В российской столице к настоящему моменту практически не осталось зданий в стиле ар-деко, построенных до революции или в советский период. Сравнить с этим направлением можно, разве что, некоторые образцы сталинского ампира периода 30-х годов прошлого века. Отсылки к стилю можно найти в архитектуре А. Душкина, в оформлении вестибюлей станций метро «Маяковская» и «Кропоткинская». Однако в такой интерпретации черты ар-деко звучат более строго, и вызывают ассоциации, скорее, к архитектуре Жолтовского, в которой преобладает ренессанс. Ар-деко в своем оригинальном виде, орнаментальный и эффектный, появился в российской столице только в начале 2000-х годов, и своим возрождением он во многом обязан строительству элитного жилья, в частности, клубных домов.

2007_11.jpg

Здание «Резиденции на Всеволожском» исключительно гармонично вписано в архитектурный и исторический, а также в географический контекст «Золотой мили». Если смотреть на здание со стороны Пречистенки, на первый план выходят эффектные эркеры с тремя гранями, украшенные медными панелями. Они выгодно обыгрывают выступающий угол другого здания – бывшего доходного дома Костяковой. Знатоки творчества Михаила Булгакова вспомнят, что именно в этом доме профессор Преображенский, один из героев повести «Собачье сердце», приобрел кусок краковской колбасы. Эркеры здания «Резиденции на Всеволожском» практически вовлекают архитектурный облик в особый ритм архитектуры Остоженки, и эффект усиливается за счет тени доходного дома Костяковой.

2007_12.png

Вид на клубный дом со стороны Пречистенки.

Надо ли говорить, что здание АТС, располагавшееся на месте нового клубного дома, с его архитектурой не имело практически ничего общего. Однако следует отметить, что фасад этого советского здания тоже имел свои особенности: его проектировали в 80-е годы, когда в тренде был модерн в прочтении классицизма. И можно предположить, что архитекторы здания АТС тоже хотели его вписать в облик Остоженки, тогда еще Метростроевской улицы, и ее окрестностей. Фасады здания АТС были белоснежными, имели вертикальное и достаточно лаконичное исполнение, в чем также можно проследить некоторые черты, отсылающие к стилю ар-деко. Верх здания украшали металлические элементы золотистого оттенка, придававшие простой постройке промышленного назначения изысканность. Идея имела свои преимущества, и можно утверждать, что специалисты бюро «Мезонпроект» соблюли преемственность, довели неплохую, в общем-то, идею советских архитекторов до логичного завершения и совершенства.

Логичность клубного формата

Фасад «Резиденции на Всеволожском», выходящий во внутренний двор, смотрится чуть более скромно. Его украшают высокие окна в обрамлении резных рам. К территории двора вплотную примыкает вестибюль, в котором обустраивается зимний сад. Таким образом архитекторы объединяют здание с дворовой территорией. Площадь территории относительно небольшая – всего 600 м2, однако при ее благоустройстве максимально рационально использован буквально каждый метр. Во дворе обустраивается приватная зона для отдыха с цветочными клумбами, газонами и кустарниками, прогулочными площадками и детским уголком для игр.

2007_4.jpg

Проектом «Резиденции на Всеволожском» запланированы помещения под винный бар и библиотеку – они расположены по обе стороны от главного вестибюля клубного дома. Над дизайном интерьера общественных пространств также работали специалисты бюро «Мезонпроект», продолжившие развивать в них идею ар-деко: в отделке пола использован натуральный камень, потолки с кессонами украшены лепниной из гипса, стены оформлены элементами из декоративной штукатурки и витражами, отсылающими к стилю, характерному для Lalique. 

2007_10.jpg

Общественные зоны клубного дома «Резиденция на Всеволожском» - не только вестибюль, винная комната и библиотека, но также комната отдыха для личных водителей, специальная комната для ухода за домашними животными и подземный паркинг.

2007_9.jpg

Квартиры в клубном доме «Резиденция на Всеволожском» расположены с 2 по 5 этажи и предлагаются без отделки. Площадь квартир составляет от 100 до 255 м2. Планировки – свободные, с возможностью объединения объектов по горизонтали. Окна каждой из квартир клубного дома выходят на три стороны света. Наиболее эффектными видовыми характеристиками обладают пентхаусы, расположенные на верхнем этаже – из их окон прекрасно просматривается храм Христа Спасителя, Кремль, Зачатьевский монастырь.

С точки зрения архитектуры, «Резиденция на Всеволожском» - исключительно целостный и удивительно гармоничный для Москвы проект. Благодаря своему облику, здание выгодно выделяется, но не смотрится вычурно – одним словом, это настоящий ар-деко в его классическом прочтении.

По материалам "Архи.ру".

Возврат к списку