Доля арендаторов столичных офисов из числа компаний-ритейлеров за год увеличилась почти в два раза, составив 16%. Если сравнивать суммарный объем помещений офисного назначения, арендованных ритейлерами в 2018 году, то рост по отношению к показателям 2017 года составит порядка 50% и даже более.
В прошлом году в столице ритейлеры арендовали в общей сложности 75 тыс. м2 офисной недвижимости. Примечательно, что основной объем арендованных площадей пришелся на четыре компании, ведущих деятельность в сфере интернет-торговли – Ozon, Wildberries, Lamoda и «Утконос».
По объему арендованных офисов в Москве ритейлерам уступают предприятия, предоставляющие различные услуги. На них пришлось порядка 13% всей офисной недвижимости, сданной в Москве в аренду в 2018 году. Эксперты отмечают, что в процентном соотношении доля таких компаний не изменилась. На третьем месте – компании, работающие в сфере телеком: они арендовали 12% всех офисных площадей в Москве.
Эксперты фиксируют изменения, которые происходят в сегменте аренды коммерческой недвижимости, и характеризуют их как существенные. Так, в 2017 году суммарный объем проведенных сделок по аренде помещений в офисных центрах Москвы пришелся на компании финансового сектора – на их долю пришлось 24% всех сделок, а также IT-предприятиями – 18%, и компаниями из сегмента оказания услуг – 13%.
2018 год для московского рынка офисной недвижимости, как отмечают эксперты, стал рекордным. В общей сложности было продано и сдано в аренду 1,5 млн м2 офисных площадей – показатель стал самым высоким за прошедшие 10 лет. Однако суммарный объем чистого поглощения в годовом исчислении сократился на 140 тыс. м2, составив в итоге 520 тыс. м2. Эксперты склонны объяснять это тем, что большая часть компаний по-прежнему ориентируется на комфортные офисы, находится в поиске более выгодных арендных условий и качественных предложений. Тенденции к увеличению офисных площадей специалисты рынка коммерческой недвижимости на рынке не наблюдают