Получите консультацию
addressagentbrickscarceilingcitydcdistrictdolldooreurfbfloorfloorsgoogle-plushouseinstagramkeyliftlistmarkermessagemetronaturenewbuidingnewbuiltSE_icons_Noparkingphoneplanrenovrouterubsearchshopstairsstar-emptystar-fillsummsurveilancesymbol-defstagthumbtwvkwalkwallsSE_icons_windowyoutubelist-2

Коммерческая недвижимость: будущее за МФК

6 Февраля 2019

Популярность многофункциональных комплексов (МФК) в Москве в последнее время бьет рекорды: спрос на такую недвижимость продолжает расти, а девелоперы коммерческих объектов делают ставку именно на этот формат. Соответствующие данные приводятся в исследовании, проведенном консалтинговой компанией PwC. Аналитики отмечают, что уже к 2022 году суммарный объем предложений в столичных МФК может составить порядка 19 объектов, что эквивалентно 4,7 млн м2. Для сравнения, до 2017 года в российской столице насчитывалось лишь 13 многофункциональных комплексов, без учета ММДЦ «Москва-Сити».

402_1.png 

Многофункциональные комплексы – проекты типа mixed-use, в рамках которых объединяется несколько сегментов коммерческой недвижимости, способных генерировать выручку. В настоящее время в российской столице возводится сразу несколько крупных комплексов, в числе которых:

  • МФК на Аминьевском шоссе (площадь – 124 тыс. м2);

  • Neva Towers (площадь – 356 тыс. м2);

  • МФК «Парк Победы» (площадь – 236 тыс.м2);

  • МФК «Алкон 3» (площадь - 53 тыс. м2);

  • МФК на территории фабрики «Красный богатырь» (площадь – 112 тыс. м2);

  • МФК «Ленинский, 38» (площадь – 77 тыс.м2).

Растущий спрос на МФК, по мнению аналитиков PwC, обусловлен изменениями, которые происходят в структуре поведения потребителей услуг, и совмещение разных сегментов в рамках одного проекта этой тенденции в полной мере отвечает. Влияние оказывает и стратегия, которую выбирают девелоперы коммерческой недвижимости – они стремятся диверсифицировать имеющиеся риски. Авторы исследования полагают, что новые столичные проекты будут максимально разнообразными, что, в свою очередь, будет обуславливаться необходимостью в привлечении арендаторов и аудитории.

402_1.jpg

МФК "Парк Победы"  

В сегменте МФК на этом фоне происходят логичные изменения. Так, увеличивается доля жилых помещений – за последнее время она выросла с 25% до 32%. Сокращается доля гостиниц, офисных помещений. Большая часть всех объектов Москвы сосредоточена в пределах ЦАО. На другие столичные округа, как отмечают в PwC, приходится не более 15-16% от общего объема предложений. Однако в перспективе тенденция может измениться, что будет связано с повышением доступности проектов. Девелоперы будут выбирать для их реализации районы рядом с новыми ТПУ либо реализовывать свои новые проекты в составе уже построенными ТПУ, входящими в зону ТТК и прочих деловых кластеров российской столицы.

402_3.jpg

МФК "Ленинский, 38"

Еще одна тенденция сегмента МФК – увеличение суммарной доли общественных пространств и соответствующих функций. По мнению исследователей, она обусловлена требованиями, выдвигаемыми поколением миллениалов: они ориентированы на максимальную интеграцию с обществом, формирование коммьюнити, нетворкинг. Свою роль в этом играет и так называемый эффект «старбаксизации» - речь идет о плавном перемещении рабочих процессов и досуга из офиса и дома в кофейни.

Возврат к списку